Прошлогодний кратный рост объема товарооборота с Индией в начале 2024 года обернулся падением на 13%. Эксперты по международной торговле отзываются о ней как о «Китае 30 лет назад»: огромный потенциал, но новые сферы экономики пока крайне узки. Самая населенная в мире страна растет буквально на глазах, и это хорошо видно в статистике российского импорта.
Российским экспортерам пришлось брать паузу на то, чтобы решить, как быть с рупиями, которые они в космических масштабах аккумулировали на своих счетах в местных банках. Только по итогам 2023 года торговый профицит России составил 63 млрд долл. А всего на счетах российских компаний в Индии застряло рупий примерно на 40 млрд долл.
Можно констатировать — продавать нефть за рупии мы уже неплохо научились, и теперь надо как-то двигаться дальше. Так что российская промышленность и ретейл начали и, можно сказать, уже успешно нащупывают и открывают для себя все новых поставщиков сырья, компонентов и готовых товаров на индийском рынке.
В первые четыре месяца 2024 года (более свежей статистики пока нет), в отличие от экспорта, импорт индийских товаров рос очень серьезными темпами — почти на четверть к уровню прошлого года. Правда, в денежном выражении прирост составил лишь 237 млн долл (всего вышло 1,56 млрд долл). Тогда как выручка российских поставщиков перевалила за 19,5 миллиардов.
«Вопрос в том, что мы можем получить за наши рупи, которые мы там скопили. Первое, что приходит в голову из массовых индийских товаров, которые очень пригодились бы на нашем рынке, но пока не представлены — автомобили. Потому что там-то как раз все заводы современные, и все это работает. Другое дело, могут ли они нам это продавать, вот это вот вопрос», — рассуждает Ольга Солодкова, доцент Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.
Она напоминает, что Индия — это крупнейший в мире производитель риса, крупнейший производитель мяса, в том числе, куриного мяса. У Индии первое место в мире по производству сухого молока. То есть, товаров, которые могли бы заинтересовать российскую экономику, там масса. Однако пока, кроме фармацевтической и химической промышленности, в России Индия мало с чем ассоциируется.
Вместе с тем, Индия постепенно открывается России. Так, недавно там был построен завод по огранке алмазов — специально под российские поставки. Недавно открылся большой новый завод по производству сотовых телефонов, который на старте в разы увеличил их поставки в Россию.
«В принципе, если бы мы там размещали на их заводах какие-то заказы, они в состоянии все это выполнить. У них там развитие сейчас идет очень быстро. Но вы поймите, что они от Китая где-то лет на 30 отстают. Не в том смысле, что они в 90-х, но просто по уровню развития экономики у них нужный нам новейший сектор, он очень узкий. Они только в этом плане начали, и у них них нет китайских масштабов», — говорит Ольга Солодкова.
Кроме того, она обращает внимание на Индию как на огромный рынок рабочей силы — об остром дефиците которого кричит российская экономика. И речь не только о низкоквалифицированном труде, но и, например, о программистах, которые разъезжаются из Индии сейчас по всему миру, и их также можно было бы привлекать в Россию. Причем, не обязательно их именно везти к нам — можно, к примеру, размещать заказы и проекты на аутсорсе, тратя те самые зависшие у них наши рупии.
Однако, разумеется, все не так просто, и как и у Китая, в Индии есть своя очень особенная специфика, работать с которой российскому бизнесу еще предстоит научиться.
К примеру, с точки зрения использования финансовых услуг Индия пока совершенно неперспективная страна — пример того, как местные банки не могут ни во что конвертировать российскую нефтяную выручку — яркое тому подтверждение. И стать, к примеру, новым Дубаем или Казахстаном для обслуживания финансовых потоков российской международной торговли Индии пока не светит, уверена Ольга Солодкова.
«Понимаете, Индия очень перспективна. И она очень хорошо развивается. Но там очень большой бюрократический аппарат, и поэтому даже маленький социалистический Вьетнам очень часто затыкает Индию за пояс. В Индии — везде частный бизнес, в отличие от того же Вьетнама или Китая, где очень сильны позиции государства. И там нельзя просто договориться на уровне правительства, и все будет работать. Это не та экономика, которая развивается по плану. Они активно действуют, но при этом они еще и тормоза большие. У них все получится, но не скоро», — говорит эксперт.
По словам Ольги Солодковой, у Индии основной конкурент — Китай. Причем, Китай давит Индию со всех сторон. «Сейчас мы открылись перед Китаем, и Индии деваться некуда, она все равно будет дрейфовать в сторону Америки — особо рассчитывать на Индию я бы вам в этом плане не советовала, — предупреждает она. — То, что это перспективно, то, что это огромная экономика, то, что она будет развиваться быстро, это понятно. Но нас они будут использовать исключительно в конъюнктурных целях.
Они очень сейчас разумные. И склочиться с американцами не станут. Им, наоборот, надо с ними задружиться, потому что кто их будет от Китая-то защищать. Поэтому Индия будет активно делать все, что возможно, но как только почувствуют, что может прилететь, они сразу отвернутся в сторону. А сейчас — да, они очень рациональные и пользуются ситуацией».
Из совершенно новых, невиданных доселе в наших широтах индийских товаров таможенная статистика в феврале 2024 года беспристрастно отмечает небольшие поставки (на 300 тыс. долл) разнообразных фейерверков и прочих пиротехнических изделий. О чем конкретно идет речь, не уточняется.
Виден относительно большой, но в деньгах все еще скромный рост поставок одежды и обуви. В общей сложности за четыре месяца набралось на 41 млн долл против 24 миллионов годом ранее. Хотя, китайским миллиардным объемам индусам нам предложить пока нечего. Еще один почти двукратный рост — индийская облицовочная керамическая плитка. Ее приехало почти на 50 млн долл всего за четыре месяца.